Акустический комфорт — Часть 2

Акустический комфорт - Часть 2
Звук — 2.

Правда, все вышесказанное актуально для записей старого образца, которые за отсутствие объемности звучания специалисты-акустики еще именуют «плос­кими». На сегодняшний день существуют методики, позволяющие придать звуку требуемую объемность. Записывают такой звук s специально оборудованной студии — каждый инструмент по отдельности. 

Из за­писи при этом убираются все лишние шумы. После этого инструменты накладываются друг на друга, а поверх инструментальной музыки запйсывается во­кал. Затем звукорежиссер создает звуковые спецэф­фекты и добавляет то, что при записи в студии отсут­ствовало — электронное эхо, которое мы уже упоми­нали (эффект реверберации). В итогб на пластинке оказывается исправленный звук, имеющий некую ценность как коммерческий продукт,

Акустические проблемы

Теперь, когда мы разобрались с понятиями и зако­нами распространения звука, рассмотрим наболее предметном уровне акустические проблемы, которые могут возникнуть у нас в быту. Вот, например, возьмем покупателя стереосистемы или домашнего кинотеат­ра — многие из тех, кто приобрел подобную систему, устанавливают ее в «обычной» жилой комнате (как правило, в гостиной), могут сразу же получить впол­не приемлемый результат. Приемлемым он может оказаться по двум причинам. Во-первых, имеющие­ся в гостиной ковровые покрытия, мебель (если мяг­кая —то вообще замечательно) и некоторые прочие атрибуты домашнего уюта в какой то степени будут гасить отраженный сигнал. Во-вторых, в гостиной, 

которая является одновременно и комнатой для про­слушивания музыки, и домашним кинотеатром, чаще всего, устанавливается не слишком дорогосто­ящая аппаратура. В связи с этим, если из-за недостат­ков помещения некоторые нюансы звучания утратят­ся, это не будет сильно ощущаться.

И все же этот, казалось бы, положительный резуль­тат еще вовсе не означает, что проблем нет и они в ваших условиях никогда не возникнут в будущем. Вполне возможно, что как только вы увеличите гром­кость, проблемы тут же обнаружатся. Произойти мо­жет следующее. К примеру, начнут вибрировать стек­ла — как оконные, так и в серванте. Большие по раз­меру окна вполне способны сработать как мембрана и начать отражать или даже усиливать звук, входя с падающей волной в резонанс на определенных час­тотах. Так что с точки зрения акустического комфор­та лучше, если в окнах будет установлен двухкамер­ный стеклопакет. Причем не с одинаковыми четырех­миллиметровыми, а с более толстыми стеклами — тут уж чем их толщина больше, тем ниже звукопроница­емость конструкции и меньше вероятность того, что стекло начнет дребезжать, издавая отвратительный звук. К примеру, вполне можно использовать стек­лопакет с формулой 6—4—5 мм, а лучше — с форму­лой 4—6—8 (толщина стекол приводится от наружно­го к внутреннему). Показатель звукопроницаемости в данном случае можно дополнительно понизить, взяв так называемый несимметричный стеклопакет, в котором среднее стекло приближено к одному из крайних. Этот стеклопакет не просто обеспечит на­дежную защиту от уличного шума, но и значительно 

меньше будет резонировать. Также вероятность ре­зонанса снижают и за счет применения окон, разде­ленных импостами — чтобы площадь отдельных ис­пользованных в них стеклопакетов была как можно меньше.

Плюс ко всему неприятности может доставить и подоконник. В смысле акустики пластиковый подо­конник значительно хуже выполненного из ДСП, так как внутри пластикового есть полости. Конечно же, о конструкции окон и подоконников следует задумы­ваться еще до их установки. Но как поступить, если и то, и другое уже есть и все вместе создает акустичес­кий дискомфорт? В некоторых, но отнюдь, не во всех случаях могут помочь тяжелые бархатные шторы. Так­же можно посоветовать установку массивных внутрен­них ставней, которые будут закрываться на время про­слушивания музыки или просмотра фильма.

Помимо этого, акустических неприятностей мож­но ждать от ламинированных и керамических полов. Данные покрытия отличаются довольно твердой по­верхностью и поэтому отражают звук значительно сильнее деревянных (например, паркета). Иногда может выручить постеленный на пол ковер. Также зачастую непоправимые неприятности могут доста­вить легкие каркасные конструкции, обшитые одним слоем гипсокартона, с расположением стоек через каждые 60 см. Подобная перегородка способна начать вибрировать и даже резонировать, так же как боль­шое стекло. Посоветовать в этом случае можно сле­дующее. Во-первых, слоев гипсокартона должно быть не менее двух, со смещением швов одного слоя отно­сительно другого. Во-вторых, в процессе сборки не 

обходимо как можно более тщательно затягивать саморезы, жестко соединяющие гипсокартон и каркас. Внутреннее пространство каркасной перегородки должно быть обязательно заполнено эффективным звукопоглощающим материалом. В идеале конструк­ции должны опираться на плиты перекрытия, несу­щие балки, ригели, но никак не на чистовые полы или лаги. Бороться же с вибрацией стекол серванта и по­суды можно одним способом — просто удалив его из комнаты.

Особенно обидно сталкиваться с нежелательными акустическими явлениями тем людям, кто и так с большим трудом смог выделить отдельное помеще­ние под домашний кинотеатр. Вроде бы все сделал правильно — оформил специальное помещение, при­обрел дорогостоящую аппаратуру, а звук получается такой, что уже через несколько минут хочется только покинуть комнату. В данном случае к причинам дис­комфорта, перечисленным выше, стоит добавить еще две. Первая заключается в том, что количество отра­жений и их длительность превышают рекомендован­ные значения, причем, существенно, а это создает так называемую звуковую кашу. Вторая причина — это плохая форма помещения. Так, в прямоугольных «пе­налах» может возникнуть «стоячая волна» — где-то звук усиливается, а где, наоборот, гаснет. Причина кроется в наложении отраженного сигнала на первич­ный. Помимо этого могут возникнуть и другие неже­лательные звуковые эффекты. К примеру, явления «звукового отскока» (отражения звука от двух или трех поверхностей, сходящихся в углу) и «порхающего эха» (появляется между двумя параллельными стенами).

Существует несколько способов борьбы с этими явлениями. Первый способ — конструктивный. До­пустим, для устранения «порхающего эха» можно при помощи гипсокартонных листов стены «кинозала» сделать менее параллельными (с отклонением поряд­ка 3-4°). Второй — создать в помещении большое ко­личество углов и выступов, используя все тот же гипсокартон или мебель. Также может помочь установ­ка пилястр, размер которых будет зависеть от размера зала — лучше 

проконсультироваться у профессиона- лов-акустиков. В любом случае будет происходить рассеивание звука — он начнет отражаться не под прямым углом. Благодаря этому увеличится диффуз- ность звукового поля — вероятность того, что в каж­дой точке помещения и в каждом направлении уро­вень звука и его частота окажутся идентичными. Иными словами, все точки внутри пространства ста­нут равнозначными по звуку.

По законам геометрии всегда лучше, если пара­метры помещения вписываются в формулу золото­го сечения: отношение длины к ширине и высоте — 1/0,68/0,32. Помимо этого, помещение не должно быть чересчур низким — меньше 2,2 м. Если же оно именно таково, то можно и не пытаться создавать ки­нотеатр — низкие частоты все равно гармоничными не будут.

Другой способ заключается в так называемый аку­стической обработке помещения с использованием специальных акустических материалов. Среди них вы­деляют звукопоглощающие и звукоизоляционные, и на каждом из них имеет смысл остановиться более под­робно.

Акустический комфорт - Часть 2



Источник