Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

Высокооборотные бензиновые двигатели, устанавливаемые на мотопилах Штиль, требуют постоянного внимания и периодической регулировки. Иначе добиться стабильной работы мотора будет непросто. Инженеры компании постарались сделать винты регулировки карбюратора бензопилы Штиль максимально удобными. Поэтому настроить работу мотора возможно даже для малоопытного пользователя.

Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

Устройство и принцип работы карбюратора Штиль 180

Большая часть узлов и деталей бензопилы Штиль изготовлены в Китае. Качество мотора несколько снизилось, но не особо критично. Некоторые наиболее важные узлы, например, карбюраторы, продолжают выпускать в Европе. Поэтому в продаже можно встретить бензопилы Штиль с «родными» карбюраторами, а также с китайской версией.

На оригинальном карбюраторе SHTIL MS 180 винты регулировки вращаются довольно точно на протяжении всего срока службы бензопилы. У китайских же в первое время винты регулировки также выглядят вполне пристойно, можно настроить работу бензопилы до приемлемого уровня расхода топлива, без провалов в работе. Но качество мембраны ниже, поэтому регулировка карбюратора бензопилы Штиль может получаться не всегда стабильной.

На оригинальном аппарате Штиль 180 используется реплика с удачной японской модели ZAMA. Понятно, что на китайском Штиле устройство карбюратора бензопилы – это уже копия с копии.

ZAMA – одна из самых надежных и экономичных в своем сегменте. Это значит, что в регулировке карбюратора винтами нет ничего сложного. Как и любая другая японская техника, он достаточно прост в настройке. От работника потребуется лишь аккуратность при вращении своими руками винтов регулировки и вдумчивый подход к подбору режима работы бензопилы.

Как работает ZAMA – насос поднимает бензин из бачка, забрасывает по каналу в главную камеру и далее в диффузор. Под давлением, создаваемым насосом, топливо проталкивается через жиклер или форсунку в воздушный поток, засасываемый поршнем через карбюратор.

В теории, если правильно подобраны расход топлива и воздуха, то этого достаточно, чтобы бензопила работала, и довольно устойчиво, но на одних оборотах и без нагрузки. Модель Штиль 180 отличается минимальным количеством переходных процессов, поэтому хорошо запускается и стабильно держит обороты даже на холодную.

Помимо насоса, диффузора, жиклера, форсунки, в карбюраторе используются вспомогательные элементы:

  • управляющая мембрана с коромыслом и клапаном;
  • игольчатый клапан;
  • дроссельная и воздушная заслонка.

Положение элементов выставляется винтами. Они нужны для регулировки смешения воздуха с бензином, управления работой Штиля на разных оборотах, при различной температуре воздуха-топлива. Простое увеличение расхода воздуха или бензина привело бы к остановке бензопилы.

Топливный насос

Основной элемент карбюратора – насос подачи топлива. В Штиле он мембранного типа. Это и хорошо, и одновременно плохо. Мембрана обеспечивает более равномерную подачу бензина, чем пружинный шток, но при этом постепенно разрушается под воздействием паров топлива.

Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

Для привода мембраны используется канал, связывающий ее с картером двигателя бензопилы. Каждый раз, когда поршень поднимается вверх и опускается вниз, внутри картера создается разрежение, которое по каналу передается к мембране, заставляет ее двигаться. В одном цикле мембрана поднимается, засасывает бензин из бака (через клапан), и далее, опускаясь, проталкивает его далее по каналу в корпусе карбюратора.

Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

Распределительная камера

Главная, она же распределительная, полость-камера карбюратора накапливает бензин. Но дальнейшая подача в форсунку (диффузора) происходит под управлением еще одного мембранного элемента, соединенного с коромыслом. Последнее может поднимать и опускать игольчатый клапан. От регулировок этой цепочки (мембрана-коромысло-игла клапана) зависит расход бензина в карбюраторе, определяется устойчивость и приемистость работы бензопилы под нагрузкой. А также экономичность работы Штиля.

Перемещаться мембрану заставляет разрежение, создаваемое воздушным потоком в диффузоре карбюратора. Чем выше скорость воздуха (сильнее разрежение), тем выше поднимает мембрана иглу клапана, и больше топлива выдается в форсунку. Так автоматически выполняется регулировка соотношения воздух-бензин или качества смеси.

Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

В некоторых моделях бензопил есть два винта регулировки качества смеси. С их помощью можно настраивать сечение канала от мембраны до форсунки. Это улучшает экономичность мотора. У Штиля 180 отдельных винтов регулировки нет. Считается, что в дополнительных винтах нет необходимости. Вместо них используется винт регулировки расхода на жиклере, отвечающем за холостой ход Штиля.

Такая схема регулировки считается более устойчивой к загрязнению каналов. С одной стороны, меньше точек регулировки существенно снижают возможности точной настройки бензопилы. С другой – при работе со Штилем лучше крутить один винт регулировки, чем два, даже в ущерб точности. Хотя в реальности дело, наверное, в том, чтобы сделать работу двигателя более устойчивой.

Форсунка

Отвечает за распыление топлива в диффузоре карбюратора. Оборудована обратным клапаном, чтобы избежать произвольного вытекания бензина обратно в камеру.

При сборке Штиля, перед установкой, обратный клапан подвергается испытанию на протечку бензина, иногда регулировке по пропускному сечению. При длительном хранении Штиля смесь бензина с маслом часто закисает в клапане, поэтому перед регулировкой необходимо продуть или промыть каналы чистым бензином.

Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

Помимо форсунки, в воздушный канал «смотрит» жиклер (иногда жиклеры) холостого хода. Работает при закрытой дроссельной заслонке (газ на бензопиле убран полностью) в режиме холостого хода. Рабочее сечение меньше, чем у форсунки, поэтому на основной режим практически не влияет. Регулировка винтом режима холостого хода на Штиле считается одной из основных и потребует громадного терпения.

Дроссельная заслонка

Устанавливается в проточную часть. Выглядит, как круглая пластина на поворотной оси. Нужна для регулировки расхода бензина через форсунку. При частичном перекрытии дроссельной заслонкой канала скорость воздуха резко увеличивается, растет разрежение и количество бензина, распыленного в диффузоре форсункой.

Допускается регулировка винтом положения заслонки на минимуме и максимуме.

Воздушная заслонка

Используется для быстрого обеднения топливной смеси после запуска Штиля. Регулировка положения заслонки такова, что на момент запуска бензопилы сечение канала перекрывается. Количество воздуха на старте нужно уменьшить для обогащения смеси парами бензина.

После запуска заслонка поворачивается параллельно движению воздушного потока, не создавая сопротивления. Такая же схема регулировки заслонки используется в случае, если нужно продуть двигатель Штиля после неудачной попытки запуска.

Других способов удалить лишний бензин из цилиндра бензопилы не существует.

Основные типы неисправностей

Большинство трудностей в работе со Штилем связаны с базовыми проблемами:

  • затрудненный запуск бензопилы;
  • неустойчивая работа на холостом ходу и в рабочем режиме;
  • теряется бензин или топлива поступает явно недостаточно.

Иногда после десятка манипуляций с винтами регулировок карбюратор Штиля начинает переливать. Возможно нужно будет снимать топливный насос.

Бензопила не заводится

Даже порядком изношенный Штиль, с уже пониженной компрессией, должен заводиться без дополнительных регулировок. На холодном моторе нужно пару раз дернуть шнуром стартера, чтобы продуть все, что осталось в цилиндре. Далее прикрыть заслонку, включить питание на свечу и сильно раскрутить маховик. Штиль стартует всегда уверенно, без промежуточных рывков.

Если Штиль не заводится, значит, либо в цилиндр из карбюратора не поступает смесь, либо свеча залита бензином. В первом случае виновата мембрана либо клапан форсунки. Требуется разборка, мембрану нужно менять, клапан промыть от остатков моторного масла. После сборки придется регулировать карбюратор по оборотам на холостом ходу.

Иногда из-за грязного бензина просто залипает сеточка фильтра, никаких регулировок не нужно, просто отвернуть винт, промыть сетку, вернуть на место и попытаться запустить Штиль еще раз.

Как на видео:

Обороты плавают на холостом ходу

Даже на холодную Штиль заводится и довольно устойчиво работает сначала на повышенных оборотах, затем переходит на холостой ход. Обороты могут плавать, если мотор недостаточно прогрелся. Проблема обычно с подачей – ее явно не хватает для устойчивой работы.

Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

Первым делом нужно отвернуть винт на крышке и проверить фильтр между топливным насосом и клапаном с иглой. Возможно, продуть воздухом канал, но осторожно, чтобы не повредить мембрану насоса.

Следующий шаг – проверка жиклера. На холостом ходу можно повернуть винт регулировки. Мотор должен отреагировать изменением оборотов. Если ничего не происходит, реакции на вращение винта нет, то потребуется чистка жиклера.

Схема примерно такая:

  • Отвернуть винты и добраться до жиклера.
  • Продувается сжатым воздухом от компрессора.
  • На сутки жиклер помещают в баночку с ацетоном. Спирт, бензин, керосин, растворители не подходят.
  • Через 24 часа достают жиклер, и острозаточенной деревянной зубочисткой пробивается отверстие. Металл использовать нельзя иначе карбюратор пилы отправится в ремонт.
  • Можно ставить на карбюратор. После очистки придется поработать винтом холостого хода, чтобы отрегулировать на Штиле нижний уровень оборотов.

    Потеря мощности, высокий расход бензина

    Другая беда – переливает карбюратор, несмотря на то, что винт регулировки завернут полностью. В результате почти вдвое возрастает расход топлива, кроме того, Штиль сильно греется и теряет мощность. Даже при полностью открытой воздушной заслонке.

    Эксплуатировать бензопилу в таком режиме нельзя. Несмотря на защитное покрытие, может прогореть поршень. Ресурс свечи снижается почти вдвое. Кроме того, перегрев часто вызывает деформацию прокладок и опорной поверхности карбюратора. Появляется боковой подсос воздуха через прокладку. Теперь, даже если винтом отрегулировать увеличение оборотов, мощность бензопилы поднять не удастся.

    Причиной, как правило, становится поврежденная мембрана насоса. Если карбюратор китайский (с надписью на корпусе «China»), то менять нужно однозначно. Через год-два эксплуатации она все равно раскиснет под действием топлива. Нужно искать владельцев оригинального Штиля. В ремкомплекте обычно имеется запасная мембрана, вот ее и нужно ставить взамен китайской. Заодно проверить на подсос воздуха через прокладку.

    Как отрегулировать карбюратор бензопилы Штиль 180 своими руками: пошаговая инструкция, материалы и инструменты

    Свечу потребуется очистить от нагара по той же схеме, что и жиклеры. Очистка электродов допускается после замачивания в ацетоне (жидкости для снятия лака с ногтей) только деревянной щепкой. Обжигать нельзя.

    Также после перегрева нужно проверить работу винтов регулировки. Иногда они пригорают в резьбе к материалу корпуса.

    Регулировка карбюратора бензопилы штиль 180

    На корпусе можно отыскать три винта – «L», «S» и «Н». Это несложно, так как все регулировочные винты на карбюраторе промаркированы. Первым и последним выставляются верхний и нижний потолок оборотов, их положение прямо влияет на работу жиклера. Винт «S» используется при регулировке карбюратора для настройки ХХ.

    Далее отверткой с плоским шлицом нужно завернуть все три до упора, но с минимальным усилием затяжки. Чтобы бензопила запустилась, вывернуть на полтора-два оборота «L», «S» и «Н».

    Важно! Регулировать пилу можно только после прогрева двигателя.

    После запуска должно пройти не менее 5 мин., после чего можно регулировать холостой ход. Сначала, вращая «S» винт отверткой по пол-оборота влево-вправо, отыскать такое его положение, при котором холостые обороты будут максимальными. Нужно помнить, что система смесеобразования не сразу отзывается на изменение расхода, поэтому повороты отверткой нужно делать достаточно медленно.

    После определения максимума остается лишь завернуть винт «S» на ¼ оборота.

    После регулирования нужно поработать пилой под нагрузкой полного нагрева и еще раз проверить работу на холостых.

    Настроить с помощью винтов регулировки карбюратор бензопилы Штиль не так сложно, как это можно прочитать в инструкции. Единственное условие – нужно использовать качественное топливо – А92 с добавкой 5% фирменного масла Stihl для двухтактников.

    Расскажите о своем опыте эксплуатации и настройки мотопил Stihl – на какие особенности нужно обращать внимание при настройке карбюратора?

    Источник