ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ

ПОТЕРЯ УСТОЙЧИВОСТИ
 За редким исключением, нет почти ни одной аварии, ни одного крушения, в которых не имела бы места потеря устойчивости от­дельными элементами или всей конструкцией. Потеря устойчивости может быть общая или местная. Опасность аварии от потери устой­чивости особенно велика потому, что потеря устойчивости может наступить внезапно. Например, при достижении в элементе кон­струкции сжимающей силой своего критического значения доста­точно дать малейший толчок в поперечном к продольной оси на­правлении, чтобы стержень потерял устойчивость. Из всех инже­нерных конструкций металлические наиболее подвержены потере устойчивости, так как они выполняются из сравнительно тонких и длинных стержней.

Потеря общей или местной устойчивости сжатыми элементами очень часто происходит из-за отсутствия надлежащей развязки сжатых поясов как при монтаже, так и в период эксплуатации и несвоевременной постановки постоянных и временных связей жест­кости, а также при наличии в конструкции случайно изогнутых стер­жней, например при использовании, как это иногда бывает, верх­него пояса ферм для подъема грузов или же при применении в стержневых конструкциях уголковых профилей малых размеров, которые при транспортировке и монтаже получают искривления, вмятины и ряд других дефектов. Нередки случаи потери устойчивости в стержневых системах фермы, арки, рамы вследствие недо­учета знакопеременности усилий. В таких случаях стержни дол­жны быть проверены дважды на растяжение и на сжатие с про­дольным изгибом. Последнее, если даже оно мало по сравнению с растягивающим усилием, вызывает продольный изгиб стержня, который может привести к выходу из строя сначала одного стер­жня, перераспределению усилий в остальных и, в конечном итоге, к аварии.

Как это ни странно, достаточно распространены случаи аварий от потери устойчивости, происшедшие в результате нелепой слу­чайности.

Случаи аварий промышленных и гражданских конструкций,- происшедшие от потери устойчивости плоской формы изгиба, ав­тору неизвестны. По-видимому, потеря устойчивости плоской формы изгиба конструкций, работающих на поперечный изгиб, если и имеет в отдельных случаях место, то не приводит к аварии в силу общей взаимосвязи балок с другими конструкциями. В тонкостен­ных балочных конструкциях, где как раз может иметь место потеря устойчивости плоской формы изгиба отдельными элементами кон­струкций, могут возникать аварийные состояния от этого вида по­тери устойчивости. Классическим примером аварии, вызванной изгибно-крутильной формой потери устойчивости в мостовых кон­струкциях, является авария Кевдинского моста.

Главное место среди причин, вызвавших первую аварию Кевдинского моста, занимает потеря устойчивости сжатых стержней при недостаточности решеток связей. Следует от­метить, что признаки потери устойчивости в отдельных сжатых элементах наблюдались задолго до аварии.



Источник